Унита́рное госуда́рство — форма государственного устройства, при котором его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единая правовая система. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными.
Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны;
Единые для всей страны высшие органы власти;
Единая система законодательства;
Единое гражданство;
Единая денежная единица;
Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.
Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от:
характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти;
объёма полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства;
Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.
Примером централизованного унитарного государства является Туркменистан, децентрализованного — Королевство Испания.
Россия Япония Израиль Норвегия
Федера́ция (лат. foederatio — объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью
В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти
При этом субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации (сецессии) и, как правило, не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, республики, земли или федеральные земли
Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:
Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик.
В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.
В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
В большинстве федераций существует единое общефедеральное гражданство и гражданство федеральных единиц[2].
Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).
Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата рассматривается как орган общефедерального представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.
симметричные (субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом) асси (конституционно-правовой статус субъектов различен)
Индия, РФ, Германия, Бельгия, Ирак.
Конфедера́ция — добровольное объединение независимых стран для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся страны, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих властных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы. В отличие от членства в одной федерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно. Судя по историческому опыту, конфедерация с течением времени либо распадается, либо становится федерацией.
2)
3) Лесная и деревообрабатывающая промышленность: два пояса. География лесной и дерево-обратывающей промышленности мира во многом определяется размещением лесныхресурсов. В пределах северног о лес ног о пояс а заготавливается в основном хвойная древесина, которая затем перерабатывается в пиловочник, древесные плиты, целлюлозу, бумагу, картон. Для России, Канады, Швеции, Финляндии лесная и деревообрабатывающая промышленность — важные отрасли международной специализации.
В пределах южног о лес ног о пояс а заготавливается лиственная древесина. Здесь сложилось три главных ареала лесной промышленности: Бразилия, Тропическая Африка, ЮгоВосточная Азия. Заготавливаемая в них древесина морским путем вывозится в Японию, Западную Европу, а остальная преимущественно идет на дрова. Для изготовления бумаги в странах южного пояса зачастую используется недревесное сырье: бамбук (Индия), багасса (Перу), сизаль (Бразилия, Танзания), джут (Бангладеш). И тем не ме
нее по ее производству, особенно из расчета на душу населеyэти страны отстают особенно ^сидьно.